По их мнению, действующая система делает перевозки в контейнерах неоправданно дорогими для грузоотправителей. Высокие и нерентабельные цены тормозят процесс развития контейнеризации в стране. Также, в Казахстане отсутствует система контроля, ремонта и обслуживания контейнеров. Об этом сегодня, было заявлено в Алматы на ежегодной конференции профильных ассоциаций национальных экспедиторов, а также перевозчиков и операторов вагонов.
Суть проблемы – в существенной разнице тарифов на перевозку грузов в контейнерах и универсальным парком вагонов. Стоимость одного и того же груза в контейнере за 1 тонну груза может быть дороже в 2,5 раза, нежели в вагоне. Так, ж/д тариф по Казахстану для перевозки 1 тонны зерна в крытом вагоне (грузоподъемностью 65 тонн) составляет 2 859 тенге, тогда как при перевозке в контейнере (грузоподъемностью 54 тонн) тариф составляет 5 158 тенге (в экспортном сообщении со ст.Павлодар – порт-Галаба). Прибавив сюда сопутствующие затраты, необходимые для осуществления транспортировки грузов в контейнерах (пользование вагоном, контейнером и т.д.), себестоимость перевозки для грузоотправителей возрастает в 5 раз.
По словам, коммерческого директора TOO «PTC Cargo» Бакытжана Аташева, в России на уровне базовых тарифов стоимость перевозки 1-й тонны продукции, того самого же зерна в контейнерах и в крытом вагоне практически равны, а порой даже ниже! Кроме того, в РФ на протяжении долгого времени применялся механизм понижающего коэффициента к перевозке в контейнерах до 0,7. Соответственно, стоимость перевозки в контейнерах значительно ниже по отношению к крытому вагону.
Сегодняшняя тарифная ситуация, сопровождающаяся дефицитом фитинговых платформ и отсутствием инфраструктуры для погрузочно-разгрузочных операций, не дает развиваться одной из самых глобальных тенденций логистического рынка – контейнеризации. И это на фоне того, что наш крупнейший сосед Китай изменил условия по перевозке продукции в КНР, отдав предпочтение контейнерам.
В связи с этим участники перевозочного процесса предложили ряд мер для стимулирования контейнеризации. Среди них:
Первое, изменить систему тарифообразования либо внедрить механизм предоставления, понижающего коэффициентов на перевозку грузов в контейнерах во внутриреспубликанском и экспортном сообщениях до уровня перевозки грузов в универсальном подвижном составе.
Второе, организовать техническое обслуживание, ремонт, а также подготовку под подгрузку контейнеров на территории Казахстана, в качестве варианта предлагается перепрофилировать/модернизировать пункты подготовки вагонов ППВ, принадлежащих КТЖ, а при их отсутствии на определенных станциях, задействовать пункты текущего отцепочного ремонта. При невозможности реализации указанного механизма предлагается на законодательном уровне закрепить данный вид услуг за частным сектором.
Третье, создать равные условия доступа на станции Достык и Алтынколь для операторов вагонов и контейнеров путем регламентации порядка на уровне НПА по взаимодействию железнодорожных станций, перегрузочных пунктов, ТЛЦ, операторов вагонов (контейнеров) на межгосударственных стыковых пунктах.
Четвертое, внести изменения в НПА в части создания единого документа по осуществлению мультимодальных перевозок в экспортном/импортном и во внутриреспубликанском сообщениях с участием ж/д перевозчика, автомобильного перевозчика и перегрузочных мест с целью создания условий неразрывности перевозки грузов и упрощения процедуры взаимодействия с госорганами (таможенные органы и МСХ) при организации процесса перевозок грузов в контейнерах во внутриреспубликанском и международном сообщениях.
Транзит контейнерных грузов через Казахстан из Китая в Европу и в обратном направлении сейчас переживает времена бурного роста – даже в разгар пандемии COVID-2019 в 2020-м году рост перевозок в этих направлениях вырос на 32% — до 876 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) против 664 тыс. годом ранее. В 2021-м году рост объемов контейнерных грузов по железным дорогам Казахстана продолжился, увеличившись до 1 млн 066 тыс. ДФЭ, с ростом на 22% по отношению к 2020 году.