Они предлагают внедрить механизм понижающего коэффициента на перевозку грузов в контейнерах
ФОТО: архив пресс-службы
В Казахстане нарастают объемы транзитных перевозок контейнерных грузов, но одновременно контейнеры остаются слабо востребованными на внутреннем и экспортном направлениях. Основная причина – высокий тариф со стороны КТЖ, заявили участники рынка в ходе международной конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2022», прошедшей в четверг, 30 июня, в Алматы.
Контейнерные перевозки являются самым востребованным видом транспортировки грузов: на них приходится 90% глобального рынка. В Казахстане ежегодно растут объемы транзитных контейнерных перевозок: по итогам прошлого года их объем составил 1 млн 066 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), с ростом на 22% по отношению к 2020-му. А во внутренних грузоперевозках этот вид почти отсутствует.
Асан Дарбаев
Одним из сдерживающих факторов является разница тарифов на перевозку грузов в контейнерах и универсальным парком вагонов. Стоимость перевозки тонны одного и того же груза в контейнере в Казахстане выше обычной в 2,5 раза, хотя еще в 2017 году тарифы на контейнерные перевозки были выведены из-под госрегулирования с расчетом на их снижение.
Тимур Карабаев
«Вопрос выравнивания тарифов с точки зрения развития отрасли ключевой, поскольку сейчас грузоотправитель понимает, что ему невыгодно транспортировать груз в контейнере и нет смысла вкладываться в инфраструктуру, — говорит председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев. – В результате из 445 железнодорожных станций страны только 18% способны осуществлять операции с контейнерами».
Ерлан Койшибаев
Сейчас внутри Казахстана формируется 7-8 контейнерных поездов в Китай с отечественной продукцией в месяц, весь остальной грузопоток, идущий через страну, – транзитный. По словам управляющего директора по логистике КТЖ Ерлана Койшибаева, в экспортном направлении в контейнерах можно направлять ежегодно около 22 млн тонн казахстанской продукции. Однако КТЖ, по его словам, снизить тарифы не может, так как 80% перевозок универсальным парком являются убыточными и перевозчик вынужден искать источники кросс-субсидирования, в том числе – за счет тарифов на контейнерные перевозки.
В итоге в ходе панельной сессии был подписан проект резолюции, которую участники рынка грузоперевозок намерены направить на рассмотрение государственным органам. В резолюции предлагается внедрить механизм понижающего коэффициента на перевозку грузов в контейнерах во внутриреспубликанском и экспортном сообщениях до уровня перевозки грузов в универсальном подвижном составе.